На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 995 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Надо смонтировать документальный фильм со статистикой под названием "17-й Съезд ВКП/б/". Там началось убийство Кирова...Евсей Лубицкий, с...
  • maiop maiop
    👍👍👍1060 лет назад др...
  • maiop maiop
    Саратовский пчеловод Ферапонт Головатый во время Великой Отечественной войны купил для Красной Армии два самолёта на ...Как пчеловод фрон...

Броневик без Ленина. История легендарного бронеавтомобиля

Жизнь ключевых исторических деятелей неминуемо обрастает символами и легендами. Можно видеть в этом чью-то злую волю по «фальсификации истории», но мифы и легенды часто слагаются стихийно, без манипуляций и преднамеренных фальсификаций. Такой была история броневика Ленина, о котором в 1917 году толком никто и не знал, зато после смерти Владимира Ильича броневик стал одним из главных символов революции.

Призыв вождя. Художник Ираклий Тоидзе. 1947 год

Историю о броневике Ленина можно было бы начать со слов: как всем известно, приезд Ленина в Петроград 3 (16) апреля 1917 года сопровождался торжественной официальной встречей политэмигрантов и выступлением лидера большевиков с броневика. Очевидцы, правда, стали вспоминать об этом событии уже позже, во время складывания официальной ленинианы. Да и то значительных подробностей не сообщали, так что «всем известно» стало метаморфозой нашей исторической памяти, а не фактом 1917 года.

Надежда Крупская вспоминала:

«Когда Ильич вышел на перрон, к нему подошел капитан и вытянувшись что-то отрапортовал. Ильич, смутившись немного от неожиданности, взял под козырёк. На перроне стоял почётный караул, мимо которого провели Ильича и всю нашу эмигрантскую братию, потом нас посадили в автомобили, а Ильича поставили на броневик и повезли к дому Кшесинской. „Да здравствует социалистическая мировая революция!“ — бросал Ильич в окружавшую многотысячную толпу».

Естественно, в революционном хаосе о судьбе автомобиля никто не думал. В 1924 году, после смерти Ленина, был объявлен конкурс на памятник Ильичу, который предполагалось установить перед питерским Финляндским вокзалом — на площади, где состоялся небольшой импровизированный митинг с использованием броневика как трибуны.

Участникам конкурса в качестве образца броневика был предложен бронеавтомобиль «Остин» так называемой 3-й серии. Но тогда поиск исторического броневика не организовали.Торжественное открытие памятника в 1926 году

С тех пор памятник Ленину, выступающему с броневика — один из символов Ленинграда

Инициативу такого поиска через несколько лет взял на себя участник той самой встречи Ленина Фёдор Быков, в 1917 году — командир авто-пулемётно-мотоциклетного бронеотряда при исполкоме Петроградского Совета. Вокруг него сложилась инициативная группа активистов, они переписывались с сотнями корреспондентов по стране, составили детальное описание искомой машины (по их мнению, это должен быть «Остин» 2-й серии). Поиски длились около десяти лет, пока наконец в 1939 году в окрестностях Ленинграда, в Сосновке, не был обнаружен бронеавтомобиль, который группа Быкова признала подлинным.

Этот лёгкий бронеавтомобиль «Остин» английского производства оказался в России в 1915 году, числился в Запасном бронедивизионе и во время войны использовался для обучения. После Февральской революции пребывал на Петроградской стороне, у особняка Кшесинской, затем разными путями оказался в отряде охраны Смольного. Принимал участие в штурме Зимнего дворца. Во время революционных бурь ему присвоили ставшее историческим название — «Враг капитала». В 1922 году отряд охраны Смольного расформировали, и броневик через несколько инстанций, как устаревший, оказался в ячейке ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) Ленинградского металлического завода, откуда он был отправлен в Сосновку.Броневик «Враг капитала» в Сосновке под Ленинградом. Февраль 1939 года

Любопытно, что в 1939 году высказывались сомнения в подлинности найденного броневика. Директор Музея Ленина В.В. Бедин на совещании с группой Быкова говорил:

«Вы знаете, какую ценность представляет этот броневик, если это тот, с которого выступал Владимир Ильич. <…> Но может получиться скандал, если мы выставим броневик, а он окажется не тем».

Впрочем, сомнения решили отбросить. Бронеавтомобиль отреставрировали и в 1940 году выставили во дворе Мраморного дворца — в те годы Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Сырой климат северной столицы привёл к необходимости повторной реставрации машины в начале 1970-х годов. После этого броневик выставили уже в здании Мраморного дворца, хотя музей, обратив внимание на падение посещаемости после переноса броневика внутрь, поднял вопрос об установке легендарного автомобиля на улице. В итоге 1980-е годы броневик провёл на прежнем открытом месте, но проходил регулярную профилактическую реставрацию.Финская делегация (финны — участники революции 1905 года) у броневика в 1955 году

В начале 1990-х «Враг капитала» оказался никому не нужен. Музей Ленина из Мраморного дворца переехал на небольшую скромную площадь в Смольный, а броневик даже хотели выкупить американцы и финны. В 1992 году его передали в Артиллерийский музей, где в 10 зале он экспонируется до сих пор. А на его месте перед Мраморным дворцом, ныне филиалом Русского музея, теперь «припарковался» Александр III.

История броневика на этом не закончилась. Ряд исследователей считает, что броневик — не тот. Британская фирма «Остин» в годы Первой мировой войны построила по русскому заказу более двух сотен бронеавтомобилей, которые — в зависимости от деталей изменявшегося проекта — относятся к трём разным сериям. Первоначальные описания группы Быкова, по которым искали броневик Ленина, содержали указания на «Остин» 2-й серии, произведённый в 1915 году. «Враг капитала» — «Остин» 3-й серии, заказ которой был подписан в 1916 году, а первые машины доехали до Петрограда… только летом 1917 года.«Враг капитала» в составе 1-го автобронеотряда Красной Армии. Западный фронт, лето 1920 года

Нынешний музейный экспонат, по мнению специалистов, и вовсе относится к «русским остинам» — бронеавтомобилям 3-й серии «Остинов», собранным в России на основе импортированных шасси уже в годы Гражданской войны, в 1918 году и позже. Документы, найденные в Российском государственном военном архиве, говорят о том, что бронеавтомобиль под названием «Враг капитала» был произведён на Ижорском заводе в июне 1919 года.

Так что же, броневик подложный? Скорее всего, да, настоящий ленинский броневик утерян: бронемашин времён Первой мировой войны вообще сохранилось немного. Но кричать об ужасной исторической фальсификации я бы не стал. Бурно развивающаяся лениниана в ранние советские годы нуждалась в символах. Долгие поиски реальной машины завели энтузиастов в тупик, и они были вынуждены выполнить общественный заказ, предложив пусть не реальный, но очень похожий броневик. В конце концов, история создания мифа — это тоже история.«Враг капитала» в Большом дворе Зимнего дворца в 2017 году, где он участвовал в выставочном проекте к столетию революции

Автор: Виктор Кириллов

Ссылка на первоисточник
наверх