Одним из главных событий в культурной жизни пореформенной России стало создание «Товарищества передвижных художественных выставок», участники которого по-новому понимали значение искусства и написали уникальные картины для эпохи XIX века.
VATNIKSTAN рассказывает, как образовались Товарищество, кто в него входил, а также почему художники решили отказаться от академических тем живописи и сфокусировали внимание на социальной тематике.
Группа членов «Товарищества передвижных художественных выставок», 1886 год
Зарождение общества передвижников
Началом нового художественного движения послужил конкурс 9 ноября 1863 года. Темой экзамена, которую представил художникам совет профессоров, должна была стать финская мифология. Будущим передвижникам предложили изобразить «Пир на Вальгалле». Эта тема никак не совпадала с современной русской жизнью. Четырнадцать талантливейших учеников имперской Академии художеств во главе с Иваном Николаевичем Крамским обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание с возможностью выбрать свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули академию, образовав независимую «Артель петербургских художников». События остались в истории России под названием «бунт четырнадцати».
Причин такого серьёзного шага было множество: молодое поколение начало борьбу с парадной живописью академизма, с огромным влиянием библейских и мифологических сюжетов, за свободу творчества. Артель стала соперничать с Академией, художники выполняли множество заказов, а сама организация напоминала нечто похожее на коммуну идей Чернышевского.
Дальнейшим шагом стало объединение Артели с московскими художниками: Василием Перовым, Владимиром Маковским, Илларионом Прянишниковым, Алексеем Саврасовым.
Впоследствии, в 1870 году, это объединение получило название «Товарищество передвижных художественных выставок». Его идейным вдохновителем стал Иван Крамской.Устав нового объединения предписывал, что каждый художник должен сам вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого. Также он должен был сам устраивать выставки и представлять картины в разных городах для знакомства аудитории с русским искусством. Эти пункты стали определяющими в деятельности товарищества: они сделали искусство независимым от самодержавия и приблизили его к населению страны.
Открытие первой выставки
Первое собрание общества передвижников состоялось 6 декабря 1870 года, а первая выставка открылась 29 ноября 1870 года и действовала до 2 января 1871 года. На выставке выступили 16 художников:
- Владимир Аммон;
- Сергей Аммосов;
- Алексей. Боголюбов;
- Николай Ге;
- Карл Гун;
- Лев Каменев;
- Фёдор Каменский (скульптор);
- Михаил Константинович Клодт;
- Михаил Петрович Клодт;
- Иван Крамской;
- Василий Максимов;
- Григорий Мясоедов;
- Василий Перов;
- Илларион Прянишников;
- Алексей Саврасов;
- Иван Шишкин.
Всего на выставке зрителям представили 47 произведений во всех популярных жанрах — историческом, бытовом, пейзажном, портретном.
Крамской писал своему другу, молодому художнику Фёдору Васильеву, который из-за болезни жил в Крыму:
«Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».
И. Н. Крамской, «Автопортрет», 1867 год
Первая выставка передвижников произвела огромное впечатление на публику и вызвала большой приток зрителей. Многие воспринимали выставку как программное выступление художников-демократов. Значение просветительской, идейно-демократической подоплёки, а также активность вторжения в жизнь обычного народа – всё это вызывало симпатию среди зрителей.
Произведения художников не описывали, как ранее, образы греческих и римских богов — их творчество было связано с повседневной жизнью. Русская деревня, с её праздниками и работами, картинами труда и отдыха пахаря, виды русской природы, портреты русских людей – всё это увидели зрители на первой выставке передвижников.И. М. Прянишников, «Гостиный двор в Москве», 1865 год
И. И. Шишкин, «Вечер», 1871 год
А. К. Саврасов, «Грачи прилетели», 1871 год
Действительно, если рассмотреть творчество передвижников, можно увидеть множество мотивов из русской истории, быта и культуры. Например, шедевр Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», где изображена яркая сцена из российской истории. Картина показывает нам драматическую сцену, вечная тема двух крайних противоположностей, проблема поколений и различий взглядов!Н. Н. Ге, «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871 год
Также картины передвижников описывали и простые сюжеты жизни населения Российской империи. Например, картина известного московского художника Василия Перова «Охотники на привале».В. Г. Перов, «Охотники на привале», 1871 год
Нельзя обойти стороной и творчество легендарного Ивана Крамского. Стоит выделить картину «Русалки», где переплетается мифология русской деревни и творчество Николая Гоголя.И. Н. Крамской, «Русалки», 1871 год
Легендарных произведений на выставке было действительно множество. Они произвели впечатление не только на обычную публику, но и на критиков. Вот как резюмировал выставку критик Владимир Васильевич Стасов:
«Ко всему нами сказанному можем прибавить только одно: дай бог, чтоб таких выставок было ещё много у нас впереди и чтоб круг художников, примыкающих к первоначальному зерну Товарищества, с каждым годом всё только расширялся.
Мы не сомневаемся, много тысяч людей перебывает на нынешней выставке, и твёрдо уверены, что большинство будет всякий раз заходить и в соседнюю залу, где на выставке учеников Академии красуется чудесная программа г. Репина: «Воскрешение Иаировой дочери», окружённая целой толпой талантливых товарищей. Нас бесконечно порадовало то, что и на этой выставке всё, что только было хорошего и примечательного, в первые же дни раскуплено. Кажется, нынче художникам жаловаться на публику — просто грех».
После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48‑я, состоялась в Москве в 1923 году.
Итоги первой выставки
Итоги первой выставки передвижников были воистину впечатляющими. Огромное количество зрителей, новые образы и идеи в русской живописи, близость художников с обществом. Передвижники действительно стали новаторами в искусстве Российской империи. Если раньше выставки проводились преимущественно в столице и были доступны только знати, то теперь произведения искусства стали доступны провинции. Художники видели огромную воспитательную функцию живописи и не рассматривали полотна как предметы декора. Картины, как и хорошие книги, помогали донести идеи авторов даже до неграмотного населения. Выставки проходили не только в больших и маленьких городах, но даже в деревнях.
На протяжении 1870‑х и 1880‑х годов деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло множество талантливых художников. В его состав в разное время входили: Перов, Крамской, Мясоедов, Маковский, Савицкий, Максимов, Прянишников, Ге, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Дубовской, Васнецов, Поленов, Костанди, Пимоненко, Гун, Неврев, Репин, Суриков, Серов, Левитан, Ярошенко, Нестеров, Касаткин, Иванов, Позен, Андреев, Попов, Архипов, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля и многие другие. В некоторых выставках передвижников участвовали Марк Антокольский, Василий Верещагин, Константин и Сергей Коровины, Филипп Малявин, Андрей Рябушкин, Сергей Волнухин, Сергей Конёнков и другие. Наследие «Товарищества передвижных художественных выставок» сделало огромный вклад в культуру России, а произведения художников стали памятниками искусства.
Егор Тодыков
https://vatnikstan.ru/culture/pervaya-vystavka-peredvizhnikov/
Свежие комментарии