На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    О геноциде славян! Геббельс говорил: "Бандеровцы - это умалишенные маньяки или другими словами озверевший скот. Но им...Без срока давности
  • Модест
    Черпают воду решетом наши законодатели. Закройте уже границы! Верните погранвойска.Неужели что-то сд...
  • Балу -
    Они ж сейчас взвоют, что в России мусульман притесняют по религиозному признаку и начнут призывать мусульманские стра...Ваххабиты — кумир...

Как питались лётчики в соцвремена

Как питались лётчики в соцвремена

Питание лётчика – что это такое, с чем его «едят», и что от него зависит!? Я поставил знаки препинания в конце предложения как будто это вопрос риторический, а, значит, на него можно не отвечать или, хотя бы, не обращать внимание. Однако, он «далеко» не риторический, ибо от него очень много зависит, в том числе и такая «нужная» в авиации «вещь», как безопасность.

«Каким образом?» – можете спросить вы … Так если вы всё же спросите, таки я и попытаюсь как-то ответить! Итак … где-то так:

Начнём издалека. Хорошее питание – это хорошее здоровье. На него обращают пристальное внимание ещё перед поступлением абитуриента в лётное училище. Так, в мои времена количество претендентов на учебу в лётном училище доходило до двадцати на одно место, а уже после прохождения медкомиссии оставалось 2-3 человека. То есть, большую часть претендентов отсеивали, именно, по медицинским показателям. Видимо, это правильно, так как работа пилотом связана с сильнейшими нагрузками на организм: тут и резкая смена давления при изменении высоты полёта за короткий промежуток времени, и пониженное содержание кислорода на высоте, и пониженное атмосферное давление с подъёмом на высоту, и перегрузки при выполнении элементов полёта, а равно и при наличии болтанки, и повышенная радиация на высоте, а в пилотской кабине ещё и  излучение от многочисленных светящихся циферблатов и ультрафиолетовых ламп, и высокий уровень шума в кабине, и повышенные вибрации в полёте, и низкие температуры зимой, а летом высокие (на Ан-2, к примеру, ещё и 9 горшков-цилиндров двигателя перед тобой «торчат» с температурой головок 200 градусов, так что частенько по спине текло, и жарко было пилотировать даже без майки, ну а вентиляторы лучше не включать … себе же хуже), и даже повышенная освещённость с подъёмом на высоту, особенно в осенне-зимний период (я поначалу слегка презирал пилотов, пользовавшихся в полёте затемнёнными очками, но позже сам стал их надевать … по понятной причине) и повышенная эмоциональная нагрузка, которую сейчас именуют вроде как … стрессами.

Ну а на авиахимработах ко всем этим «прелестям» добавляется ещё и действие ядохимикатов на организм (к примеру, после того, как я «бросил» в свой домашний шифоньер химичный костюм «Полёт» всего-то на несколько дней, то после этого из квартиры «начисто» пропали все тараканы и до сих пор их нет, хотя уже прошло лет тридцать – бутифоз советского производства, это не шуточки, это … о … го … го!) и даже исключением не являются те же самые пары бензина и запахи нитрокрасок – специфичные запахи пассажирских салонов и пилотских кабин.

Ну да ладно, «страшилками» я вас настращал (чуть не сказал «накормил», ну так не сказал же!), а как всё же с питанием? При чём, казалось бы, тут оно? Дело в том, что питание, если оно полноценное и правильное  – это залог здоровья лётного состава и через это повышение безопасности полётов.

Я не буду рассказывать о том, а тем более - смаковать, как и чем нас кормили в лётном училище – ежедневная перловка и кусок сала в ней, играющий роль мяса (особенно было тяжело смотреть на курсантов, выходцев из республик, где исповедуют ислам …), плюс пара кусков хлеба, запомнились на всю жизнь. До сих пор помню два диких желания, сопровождавшие всё моё время учёбы в КЛУГА, это: поесть и поспать. Только напомню один случай: нас уже неделю кормили только чаем и хлебом с маслом, вроде как лимиты вышли … ну и в результате всё училище забастовало – после развода не на занятия отправились, а в казармы … строем. Тут же через пару часов приехало областное начальство, лимиты тут же нашлись, и всех до отвала накормили. Я в тот день впервые в рационе курсантов увидел … пирожное. Ну и виновного тоже тут же наши и прилюдно наказали – бабка-одуванчик, что на раздаче масла и сахара стояла – в наказание её рабочее место организовали прямо посреди зала курсантской столовой, чтобы работала у всех на виду (не буду объяснять, как такой «одуванчик» смог так много унести … в училище тогда училось более пяти тысяч курсантов, не буду объяснять, ибо для моего ума это до сих пор … необъяснимая загадка!). И всё же те времена были прекрасны! Мы были так молоды и … так хотели есть! Сейчас, для сравнения, всегда есть поесть, но … не всегда хочется!

А вот во время работы на гражданке пилоты питались весьма достойно для того времени – в ресторанах. Каждому, кто стоял в наряде, выдавали в этот день специальный (бесплатный!) талон, на который можно было пообедать в ресторане, причем, и выбор был – целых три варианта обедов, и каждый состоял из трёх блюд. Правда, с небольшим огорчением замечу, что в качестве мяса к первому блюду в подавляющих случаях были … куриные шейки. Такое впечатление, что в Советском Союзе был выведен новый сорт курей – со страусиной шеей, или даже два … что-то типа змея Горыныча с тремя головами. Ну а, в общем-то, питание пилотов не входило ни в какое сравнение с питанием курсантов в лётном училище. Оно было на очень высоком уровне.

Правда, бывали и «промахи».  Так, однажды я вместе со своим коллегой поел в нашей столовой зразы. Ну, мне до вылета было ещё пару часов, а вот коллега сразу после обеда на вылет … ну и сняли его с борта в Актюбинске – пару недель пролежал после пищевого отравления. Ну а я, как только почувствовал неладное, так сразу и зашел к стартовому врачу – короче, два пальца в рот, промывка, пару бутылок минеральной воды, и уже на следующее утро был здоров. Но это так – издержки «производства», не каждый день бывало, и не сильно искажало общую картину питания.

Зато запомнилось, как нас кормили при полётах на авиахимработах. Помню, на первое налили огромную тарелку вкуснейшего борща со сметаной (я таких больших тарелок в городе-то и не видел …), на второе подали такую же огромную тарелку, где в качестве гарнира была огромная гора картофельного пюре, а сверху источали запах свинины-свежатины две огромные котлеты (рыбак бы сказал … размером с ладошку, но, на мой взгляд, даже раза в два больше моей ладошки), легкий запах чеснока, добавленного в котлеты, завершал идиллическую картину второго блюда. На третье … стакан компота (добавки можно было просить без ограничений). Скажу честно – я сумел одолеть только четверть одной котлеты, хотя было очень вкусно. Оставшуюся нетронутой, повариха вместе с картофельным пюре и краюхой хлеба, завернула в целлофановый мешок и молча сунула в карман моей куртки, но потом всё же поинтересовалась: «Что Вам на завтра приготовить?».  Ну и хлеб – это что-то … можно язык проглотить, и кушать его с наслаждением даже … без ничего! В городе я такого не встречал! Про огурцы, помидоры, редиску, лук, чеснок и прочие овощи, выращенные на чистом, извините, г … я просто промолчу – это было так … бесплатным приложением к столу (как соль и горчица), и по большому счету – едой-то и не считалось!

Ну а что же в рейсах при перевозке пассажиров? Тут было несколько иначе. Как правило, у АН-2-шника в день было запланировано три рейса (от восхода до захода, не считая времени предполётной подготовки перед каждым рейсом и послеполётного разбора). Обед, как правило, был между первым и вторым рейсом на базе (аэропорт базирования). На него отводился один час. Но! В течение этого времени нужно было не только поесть, но и провести предполётную подготовку (штурманская, АМСГ, отдел перевозок, АДП), заправить самолёт топливом и маслом, принять почту, груз (почта и груз – разные вещи, там частенько возили инкассаторские мешки, а к ним особое отношение) и пассажиров. Так ещё и проблемы возникали при подготовке к рейсу. Такое впечатление, что каждая служба, обеспечивающая вылет, старалась отнять время у пилотов: то топливозаправщик запоздает, то авиатехник тянет с устранением «мелкой» неисправности, то масло … не спешит, то отдел перевозок опаздывает, то метео с прогнозом темнит – вроде «да», вроде «нет» (как та нерешительная невеста!), потом прогноз скорректирует и снова становится «да», то в АДП не могут подтверждение готовности аэродрома назначения получить. Короче, каждая служба урвёт по нескольку минут, и тот час, что положен на обед, превращается в полчаса или, вообще, минут в двадцать. А вылететь пилот должен  вовремя согласно расписанию (допускается задержаться не более чем на 15 минут и то, на это должны быть веские причины). Вот и приходилось пилоту скачками бежать до ближайшего буфета, отовариться там пакетом пирожков, да бутылкой минеральной воды или сока (как альтернативы – кефира). Ну а уже в полёте пообедать. Вот так взлетишь, наберёшь безопасную высоту и давай себе «вкладывать» пирожки в рот. Ты его туда, а он обратно – болтанка же частый «гость» в полёте. Запихаешь несколько … кое-как и с большим трудом пирожков, зальёшь их минералкой … с горла, и всё это под специфичный запах использованных гигиенических пакетов (не секрет: многие пассажиры страдают «морской» болезнью при полётах на этом типе самолёта – даже среди лётчиков иногда попадаются таковые! Лично мне в этом отношении повезло!).

Но, не скрою – бывало, что и в ресторане … по-человечески приходилось питаться. Не каждый день, но всё же бывало. Однако те пирожки очень хорошо запомнились ... И как это контрастировало с одним случаем, как контрастировало: прилетаю как то на базу, а мне: «Зайди к командиру эскадрильи … срочно!». Оказалось – меня срочно направляют в командировку по горящей путёвке … на курорт в город Нальчик (санаторий «Нартан»). И отказаться нельзя – у лётчика два отпуска (один обязан использовать «по их усмотрению»), а такому как я с гастритом в стадии ремиссии (90 процентов жителей Земли им «страдают») медицина приписала курортное лечение … и отказаться нельзя, такие законы и правила. Тут же мне вручили билеты и командировочные документы, до вылета пара часов – домой не успеваю заехать … ну, позвонил и … алга (перевожу с казахского - вперёд!) «комсомол» (путёвка рассчитана на 24 дня, а уже 18 осталось – «горит» … и хорошо «горит»!).

Прилетел и … вот что мне больше всего понравилось, так это то, как нас там кормили. Для вновь прибывших три варианта, каждый из пяти блюд. А дальше заказываешь себе то, что твоя душа пожелает из списка … в несколько газетных листов мелким-мелким шрифтом. И чего там только не было – по большей части неизвестные мне блюда. И что я только не заказывал!!! А как там готовят!!! Но, случались и промахи – принесут заказанное мною блюдо, а я «тараканов», «лягушек», «кошек» и прочего такого не ем. «Ну, не беда! - как выразился тамошний повар – Для таких как ты … («друзэй») мы всегда готовим ещё и три дежурных варианта блюд».

Короче – за 18 дней я поправился на 5 кг.

И ещё вспомнился один случай, связанный с питанием. Привёз я как-то пассажиров в шахтёрский посёлок Шантюбе. И бац – погоды нет в Целинограде. Пришлось задержаться. А чтобы время не терять, решил я пообедать вместе со всем экипажем в местной столовой и … очень удивился – нет, не чистоте и уюту, что царили здесь повсюду, не вежливости обслуживающего персонала,  не правилам обслуживания (берёшь блюда себе на поднос – всё очень быстро происходит, тут же получаешь чек с суммой, кушаешь, а в конце «трапезы» к тебе подходит вежливая официантка, и ты не спеша оплачиваешь) и даже не разнообразию и количеству блюд (удивило наличие винограда, бананов, арбузов, клубники – и это зимой … в социалистические времена), а … тот момент, когда я уже расплачивался – к нам подошла официантка, принесла две буханки вкуснейшего (деревенского!) хлеба и вежливо предложила его нам «приобрести» - тут же «выписав» чек. Как оказалось, кушая, мы со вторым пилотом восхищались их хлебом и нечаянно «проронили» фразу типа – «вот бы домой такого по буханке», а она случайно это услышала. Поблагодарили мы её очень тепло и очень искренне! Это было так удивительно в те далёкие времена!

Но были моменты и несколько иные: в то время мне частенько приходилось летать в красивый городок «Степногорск». Он построен вполне современным по тем меркам, к тому же среди лесостепного массива, причем, многие природные «моменты» (выходы скальных пород, причудливые массивы хвойных деревьев) были сохранены в первозданном виде. А вот снабжение там было по первому разряду (по союзным меркам). Так вот, как только у меня рейс туда, так мне с утра коллеги насуют кучу денег под заказы - то тушенки, то сгущенки, то колбасы, то ветчины, то конфет дивных, то апельсин, то вина … заморского. Частенько в карманах перед вылетом было тысяч по 10…15 (напомню, «Жигули» тогда стоили 3500 рублей). Короче, хоть бери и беги … за границу с деньгами (шучу, конечно, насчет заграницы – мы тогда были «неисправимыми» патриотами!). Ну а когда прилетал, то к моему борту «подваливала» целая толпа – сами выбирали из кучи кто что заказывал – я только сдачу раздавал оставшуюся. И что интересно – все всегда забирали только своё, даже не пытаясь «унести» что-либо чужое, хотя всё привезённое было дефицитом – ни разу не возникало с этим проблем, думаю … сказывалось социалистическое воспитание … не иначе. Но, воспитание воспитанием, а кушать хотелось каждому … Потому и не отказывал, хотя и … не положено! Так и мне тоже не отказывали (правда, не часто у меня бывали такие праздники желудка – всё было баснословно дорого, а зарплата … как шерсть у того Шарика, что из Простоквашино в период линьки, хотя и считалось, что пилоты получали тогда относительно много – жену, детей надо было кормить, поить, одевать, обувать, за кооперативную квартиру кредит выплачивать, гасить многочисленные недостачи за жену на её работе – молода была, дурили как …)! Ну, такие были времена!

Как сейчас обстоят дела с питанием у пилотов – не знаю! Но вот раньше – да, были весёлые времена! Запомнилось много положительных моментов в этом аспекте, в любом случае, даже на фоне негатива тех времён – немало!

 

26.01.2015г. Рубцов В.П. Астана, Казахстан.

наверх