Ульяновск расположен на берегу Куйбышевского водохранилища, почти в 900 км от Москвы. Сначала это была деревянная крепость Синбирск, которую пытался захватить Степан Разин — и именно здесь произошло его сокрушительное поражение, от которого атаман мятежников уже не оправился.
Многое в Ульяновске связано с В.
И. Лениным, который родился и вырос именно здесь. Но сейчас город знаменит не только как родина вождя пролетариата. Ульяновск — это город авиации, «кузница офицерских кадров» и место подготовки лучших пилотов для гражданских рейсов. В Ульяновске появился «Обломов», легендарный вездеход УАЗ-469, здесь находится самый большой авиационный музей и мост, который до 2012 года был самым длинным в России.Ульяновск пережил несколько преображений — из деревянной крепости в уездный городок, из провинциального и никому не известного Симбирска — в родину вождя пролетариата, из центра «красного туризма» — в столицу крупного промышленного региона с институтами, которые выпускают одних из лучших специалистов в стране.
1. Город основали в 1648 году как крепость Синбирск — она должна была защищать восточные границы государства от кочевых племён. И эта деревянная крепость отлично справлялась — её не смогли захватить не только кочевники, но и войска Степана Разина. Именно по Волге пришла сюда армия мятежников в 1670 году — 200 лодок, которые сопровождала по берегу конница.
Войска Разина использовали струги — плоскодонные лодки. Их можно перетаскивать по суше — так разбойники догоняли корабли торговцев в Самарской области.
Торговым караванам приходилось огибать большой участок суши по реке, а грабители перетаскивали свои лодки на другую сторону и догоняли добычу. Одно из сёл между Сызранью и Тольятти называется Переволоки — там было самое удобное место для такого манёвра.

























Во время затопления Куйбышевского водохранилища провели реконструкцию моста — подняли пролёты, чтобы под ними могли проходить суда.28. 5 июня 1983 года на мосту произошла страшная трагедия — теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл под несудоходный шестой пролёт и ударился надстройками четвёртой палубы о конструкцию. В это время по мосту следовал грузовой состав, часть вагонов опрокинулась, содержимое рухнуло на теплоход. Число погибших составило не менее 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток, а в память о погибших неподалёку от моста установили большой крест.
29. Президентский мост.
Его длина более 5 км, проект моста утвердили ещё 1988 году, но из-за сложностей в экономике финансирование прекратили и стройку заморозили, поэтому мост начал работать только в 2009 году. Но первый поток транспорта пустили на 10 дней раньше открытия — тогда произошла авария, и движение по Императорскому мосту было закрыто. До 2012 года, когда в Санкт-Петербурге построили Южную эстакаду Западного скоростного диаметра, Президентский мост был самым длинным в России.30. Президентский мост строили 23 года — первый камень заложили в 1983 году, ещё во времена СССР.
31. При строительстве применили сразу несколько новшеств — уникальную технологию решётчатых ферм, буронабивные сваи, разработали новый способ монтажа пролётов.
32. На открытии моста присутствовали сразу два президента — Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев. Возможно, именно поэтому мост получил своё название.
33. Высота памятника-обелиска Вечной Славы на площади 30-летия Победы 47 метров — если сравнивать со зданиями, получается почти 16 этажей. Под памятником заложены капсулы с землёй всех городов-героев страны.
34. На вершине обелиска установлена объёмная пятиконечная звезда с лавровым венком. Её сделали всего за месяц — нужно было успеть к 30-ти летию с дня Победы. Конструкция сварена из листов стали толщиной 10 мм.
35. За годы Второй Мировой Войны из Ульяновска ушло на фронт более 39 тысяч человек, а всего из области — 268 тысяч. Домой вернулось чуть больше половины фронтовиков.
36. Старый Спасо-Вознесенский кафедральный собор был разрушен 1930-е годы вместе со многими храмами и церквями в Ульяновске. После развала СССР его хотели восстановить на прежнем месте, но от этой идеи отказались — пришлось бы слишком сильно менять архитектуру города. В итоге под собор отвели другое место и в 1997 году начали строительство. Из-за кризиса 1998 года стройка остановилась, деньги на продолжение работ нашлись только в 2006 году. Заново отстроенный собор работает с конца 2014 года.
37. Рядом со Спасо-Вознесенским кафедральным собором расположен храм во имя всех Святых. Этот храм начали строить в 1994 году, а закончили в 1995 — на работу ушло всего 9 месяцев.
38. В 2021 году в реке Свияге запустили несколько фонтанов: три одноструйных напротив ТРЦ «Аквамолл», ещё три «цветочных» – вдоль новой набережной микрорайона «Аквамарин». Одноструйные фонтаны выбрасывают воду на высоту до 22 метров, а «цветочные» — на 8-9 метров и распыляют струи на радиус до 15 м. Чтобы подключить фонтаны, по дну проложили 2,5 км подводных проводов.
39. ЖК «Аквамарин».
40. Пересечение улицы Карла Маркса и Крымова.
41. Железнодорожный вокзал станции Ульяновск-Центральный построили к 1970 году — в рамках масштабных изменений, связанных со столетием со дня рождения Ленина. Это основной вокзал Ульяновска.
42. Железнодорожный вокзал «Ульяновск-1» проработал всего 18 лет — его построили вместо старого кирпичного здания в 1953 году. Но после строительства нового транспортного узла вокзал оказался в тупике и сейчас с пассажирами не работает.
43. Ульяновский государственный аграрный университет (УлГАУ) им. П. А. Столыпина создали в 1943 году на базе эвакуированного сюда Воронежского зооветеринарного института. Первый учебный год прошёл в селе Рязаново, неподалёку от Димитровграда. А в 1944 году университет переехал в Ульяновск и разместился на бульваре Новый Венец. Здание УлГАУ считается памятником архитектуры.
44. Ульяновский институт гражданской авиации основан в 1935 году — это самое старое в России учебное заведение, в котором готовят лётный состав для гражданской авиации. Сначала это было училище в Батайске, рядом с Ростовом-на-Дону. В 1939 году его перевезли в Минеральные воды, затем в Ташкент. После реорганизации в высшую школу лётной подготовки обучение проходило Бугуруслане, а с 1950 года институт работает в Ульяновске. Считается, что это единственный в России институт, который выпускает специалистов подобного уровня.
45. Памятник-самолёту Ил-62 установлен рядом с институтом Авиационных технологий и управления. Самолёт выпустили в 1969 году, а в 1986 он совершил последний полёт и занял своё место перед авиационным институтом. В начале 2000-х машину хотели распилить на металлолом, но погибнуть самолёту не дали — восстановили отвалившееся крыло и киль, который успели срезать.
46. Ульяновский государственный технический университет в народе называют «политех», а один из его корпусов — «тарелка». В этом круглом здании расположен актовый зал.
47. Головной отраслевой музей истории гражданской авиации — самый крупный в стране.
На площадке рядом с аэропортом разместили лётное поле и 4 зала с экспонатами — всего их в музее около 9 тысяч. Здесь можно увидеть, как развивалась авиация со времён Гражданской войны.48. Один из главных экспонатов музея — Самолёт Ту-144C. Его выпустили на Воронежском авиазаводе в 1977 году, показывали на Парижском аэрокосмическом салоне. Около года самолёт работал на регулярных маршрутах Москва - Алма-Ата, где выполнил 43 пассажирских рейса. Всего самолёт налетал 247 часов, из них на сверхзвуковой скорости — 116 часов.
Бортовой номер СССР-77110. Выпущен на Воронежском авиазаводе 7 января 1977 года.
Из 16 выпущенных экземпляров сверхзвуковых лайнеров только два занимались перевозкой пассажиров на регулярных трассах. Этот Ту-144С — единственная сохранившаяся машина, которая совершала коммерческие пассажирские рейсы на сверхзвуковой скорости.49. Экспонаты музея авиации начали собирать в 1983 году. Первым сюда пригнали вертолёт Ми-4, затем на поле появился Ил-18.
50. Самолёт Ту-116 сделали на базе бомбардировщика Ту-95 специально для Н. С. Хрущёва. Из двух экземпляров до наших дней дожил только один.
51. Самолёт Ил-62МК Бортовой № RA-86507 почти 20 лет летал в составе АК Мавиал - Магаданские Авиалинии.
52.
53. Ту-154Б RA-85061 два года работал в правительственном авиационном отряде, затем относился к Ульяновской лётной школе. В 2002 году борт передали в музей.
54. Ульяновский автомобильный завод построили на базе мощностей ЗиС, который был эвакуирован из Москвы во время войны. Сначала на заводе собирали грузовики ГАЗ из привозных компонентов, затем наладили собственное производство узлов. В 1958 году появились первые УАЗы — фургон, санитарная машина и грузовик, а в 1972 году — вездеходы УАЗ-469. С 2005 года завод наладил выпуск «Патриотов», а сейчас ходят слухи о серийном производстве новой модели электрического грузовика.
55. Микрорайон Авиастроителей.
56. Под Ульяновском работают уже два ветропарка, в каждом по 14 установок. Ветряки закрывают около 8% энергопотребления региона. Длина каждой лопасти — 62 метра, а высота от земли до её конца — 140 метров.
57. Осиновое озеро в виде сердца.
58.
59. Площадь Ленина.
60. Улица Дворцовая. Настоящих дворцов здесь не было, но в народе так называли дом губернатора, в котором останавливались гостившие в Симбирске императоры.
61. В 1953 году, во время создания волжского каскада ГЭС, часть территории была затоплена. Один из районов обнесли защитной дамбой и сохранили, а на месте затопления соседних деревень образовался остров Пальницкий. Похожая история произошла с селом Свияжск, но там остались жители и город-остров в итоге соединили с «большой землёй» дамбой.
62. Дом Правительства Ульяновской области.
63. Дом-музей И. А. Гончарова.
64. Сейчас в Ульяновске живет более 600 тысяч человек, это 22-й по численности город России.
65. В 1990-е многие предприятия Ульяновска закрылись, но после начала 2000-х экономика постепенно ожила. В городе следят за памятниками, в 2014 году построили дворец Волга-Спорт-Арена, в 2015 году открылось производство станков.
66. В истории Ульяновска много интересных страниц — город пытался захватить Разин, здесь родились Гончаров и Ленин, сюда эвакуировали сразу несколько заводов и на их мощностях построили собственные производства. Здесь делают машины, которым не страшны любые дороги России, производят самолёты Ил-76М, Ил-78М, Ту-204, готовят лучших пилотов для гражданской авиации. В городе точно найдётся на что посмотреть — начиная от дома-музея Ленина и заканчивая самым крупным в России музеем авиации.
Свежие комментарии