С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники.
Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.



Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.
Чем же прославился Виллис MB?
Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.

Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётов
Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом
В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армии
Рабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля
В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.
Колёсная база джипа Willys МВ не изменилась (2 032 мм), дорожный просвет составил 222 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11–12 литров на 100 км.
Форд в подмастерьях у Виллиса
С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MB
Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке
Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсами
Органы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов
Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.
Американские джипы в советском ленд-лизе
Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники: Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины.Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 год
Джип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 год
Сборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год
Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции
В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.
Выпуск автомобилей Willys МВ и Ford GPW завершился 20 и 15 августа 1945 года соответственно. По отечественным данным, в СССР по ленд-лизу поступило 39,8 тысячи джипов всех типов, по американским сведениям (без учёта потерь в пути) — свыше 49 тысяч. Теперь сравним: в 1941–1945 годах Горьковский автозавод собрал около 14 тысяч командирских машин ГАЗ-64, ГАЗ-67 и бронеавтомобилей на их базе. Это, действительно, был достаточно высокий результат для одного предприятия, работавшего в условиях нехватки персонала, материалов и постоянных бомбёжек.
С точки зрения конструктора и шофёра
Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.
С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентов
Серийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами
В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год
По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.
В разгар войны Виллисы, напичканные второстепенными мелочами, отправились в свободное плавание. Вопреки былым нормативам, их снаряжённая масса подскочила до 1 420 килограммов и вплотную подобралась к уровню нашего ГАЗа-67. Превосходство «американцев» по экономичности не превышало 2 литров бензина на 100 километров, по максимальной скорости — на 15 км/ч больше. Кроме того, немалую роль в мировом продвижении Виллисов сыграла глубоко продуманная рекламная кампания, создавшая ему ореол лучшего в мире джипа Второй мировой войны.Уникальная советская авиадесантируемая 37-мм противотанковая пушка ЧК-М1 на «лучшем в мире» джипе. 1944 год
А что же думали о Виллисе простые шофёры? В отсутствие подобных советских машин они немедленно и безоговорочно признали его самым совершенным, мощным, экономичным и просто лучшим автомобилем Красной армии.
И ещё раз о таинственной марке Джип
Поначалу в Америке Виллисы носили игривое прозвище Peep («Чирикалка»), в Красной армии их называли «Иван-Виллис», а самым известным нарицательным именем лёгких вездеходов стало никому не понятное слово «джип». В предыдущей статье мы рассказывали о двух вариантах расшифровки аббревиатуры GP армейских машин Ford, дававших в обоих случаях одинаковое произношение «джи пи», или сокращённо «джип».
К прочим носителям славного имени «джип» относились герой мультипликационных комиксов Юджин Джип (1936 г.), тяжёлый бомбардировщик (1937 г.), оригинальный полноприводный тягач (1938 г.) и даже случайно оброненное слово испытателя джипов, подхваченное одной из газет зимой 1941 года.
В послевоенные годы Willys МВ завёл свою фирму в финансовый тупик, но её дело продолжали крупные компании, выпускавшие свою военную автотехнику под маркой Jeep.
На заглавной фотографии — армейские 54-сильные автомобили Willys МВ всех версий и назначения на пробеге старинной военной автотехники.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Свежие комментарии