Поразительная штука жизнь... Бац, - и случайная неожиданность. Пусть даже шутки ради. Да, факты, есть таковые, и говорят об этом. Был у меня приятель, по работе, так сказать. Мы оба строители. Он начальник участка, строивший дом Минэнерго. И с присущей ему хитринкой такою, - практический дядька, что ли.
А моя личность, сама скромность, но Главный диспетчер Управления строительства. Работы большущие горы, - почти ежесекундно... Да, кроме ездок по объектам, чтобы владеть обстановкою, разобраться среди начальников, на стройке, как правило, двуликих: в основном тащащих только "на себя одеяла". Да и обязательным приходилось бывать, на всяческого рода планёрках. А ещё и - сотни звонков на тел.комбайн - случалось, порою, и за полтыщи - секундами, минутами, ежесуточно, зачастую и ночами. Кому-то помочь - что-то решить, кому-то подсказать, кого-то поставить на место. Бывало, что и надо, не для себя, а для производства, - необходимо. Час за часом, год за годом. Итак, шёл год 1976, сентябрь месяц, 3 число, пятница. И вновь новый звонок, как обычно, само собою разумеющийся, один из тысяч...И на другом конце провода, в трубке, голос Казбека Исмагилова, этого самого строителя, начальника строящегося дома Минэнерго, но, но... Впервые, что меня удивило, - не обращается в отношении автокранов, экскаваторов, бетономешалок, автобусов для перевозки людей, пр, пр, а сугубо житейский вопрос, лично мне: "Н.И., поедем на Иссык-Куль. И если "да" - то сейчас заеду, и рванём !?"
На мгновение замер.
..Так же светит солнце, так же бредут пешеходы, снуют деловые люди, вовсю трещат телефоны, мельтешит автотранспорт, но что-то изменилось. Изменилось во мне. Казбек поселил мгновенную мысль, застряла она. И наперекор своего "я" вдруг подумалось: "А почему бы и "нет"... Ведь ему же можно, почему-то". Да, вот так факт... И, внезапно, ошарашив меня, трепеща, неожиданной струйкой потекло, затеплилось ожидание того неизвестного, конечно же удивительного, познаваемого, следующим за этим предложением . А раз так, то родившись в сей миг, мой краткий ответ - "Да", конечно "!!! Удивительно, но выдав ответ, стало легко и радостно. И тут же, враз распорядился о кое-каких жарких ситуациях, и обязательном верном решении, при моём аварийном отсутствии на службе. И впал в ожидание.Встреча. 13 час. 45 мин, столица Союзной Республики, город Алма-Ата. Скок в Жигули, на первое сиденье. Рядом с приятелем, и... Плавный поворот направо. Курс взят на столицу Киргизии, город Фрунзе. Каждый сосредоточен в себе. Казбек за рулём, а я начинаю писчий трактат нашего автопути: что, где, как, какое, почему...
Представляется случай, и есть возможность дать себе удивиться. Увиденному, внезапно неожиданному, преподнесённого минутами сей жизни, автодорожной, в нашем устремлении на озеро Иссык-Куль. Как оказалось - там его супруга на отдыхе - и ей настала пора возвращаться.
Погода отличная, светит солнце. Вдруг нам, буквально наступая на пятки, прорезались велогонщики. Символические соревнования в честь начала учебного года. Повсюду гордо трепещут флаги соревнований. А на всем этапе мелькают яркие цветные летние фуфайки велогонщиков. Глазу приятно, тем более нам по пути - созерцание продолжается вновь и вновь. И вот даже несколько минут среди них, таких цветных: в красных спинках, синеньких, в полосочку, клеточку... И под каждой майкою бьётся сердце спортсмена. И конечно же, лихорадочно - хочется выиграть, победить.
Сама же автодорога-путь дарит сюрпризы. Даже нюхательные ! Что это ?! Слева пахнуло едким спиртным. Возможно, силос, аль питейное заведение "открытого типа". А возможно крепкий сельский мужичок бражку упустил. Эх ма, - вот творение рук человеческих, да и фантазий в добавок: стоит изваяние - аляпистая кошечка, то ли пума, то ли барс, а может быть, пантера. Широка фантазия у скульптора недоучки, иль решил подурачиться, проверить зоознания...
Вырвались на простор. Командир предельно чёток. В стольких дорожных ситуациях. Да, вот тут же подвернулась авто житейская запятая, дорожный штрих. Слепое слово, а сколько содержит: справа автобус, слева большущие кучи гравия, впереди же армада грузовиков со щебнем, а перед нами, точно по курсу, тот же щебень, много его, - целое море разливанное. Командир чуть призадумался, причём не снижая скорости, и - точный расчёт - и вновь мчимся дальше, вырвавшись из плена. Ярко светит солнце, чудесное настроение. Был взят трамплин, полёт длился 1,6 сек. Командир и я довольны - чувства бьются в унисон ! И, - о чудо... На горизонте, слева, появился смерч, пустынный. Могучий и величавый. Стихия даёт о себе знать. Интересно, - а пути наши пересекутся иль нет? Но поворот мешает наблюдать. И, кажется, столкновения не будет. Далее не наблюдается. А возможно, смерч растворился, осел.
А автопуть преподносит, даёт любование. Милые речушки, ослики-ишаки, придорожные гуси... Видны вдалеке захоронение мусульман: глинобитные кладбища, мазары. Где мы ? На своей территории, или в Киргизии, то бишь за кордоном. Ах да, до столицы гор. Фрунзе, остаётся 130 км. Командир начинает суетиться - не влезаем в контрольное время. И вот снова они, природные деятели. Вдали, слева, где уже проглядываются горы. И на их фоне, уже несколько смерчей крутят свои свечи, двигаясь на Юго-Запад. Лента шоссе тянется вдоль ковыльных волн, и, временами, пёстрого низкорослого камыша. Попадаются навстречу селения с поэтическими названиями: Родник, Ясная Поляна, промелькнула кафешка Ак-Терек... Да, названия, - влекущие к себе и раздумью. А горы подступают, приближаются. Серые как жизнь. Разные по форме. Малые ряды скалы, большие, с круглыми вершинами, пологие, рваные, причудливые. Порою - будто зубы громадных диковинных животных. Но, вдруг, внезапно среди гряд и возвышенностей, прямо по нашему курсу, вдалеке, взметнулся высоченный фонтан камней, земли, пыли. Возможно взрыв... Очевидно невдалеке каменный карьер, - заготовка скального грунта...
Новый ракурс. Появились деревца. Они стоят в ряд, вдоль дороги, и сопровождают нас. Стройно-аккуратные, разлапистые, свечеподобные. И все бегут, "бегут" нам навстречу. Выскочили на перевал. Снова простор. Движемся, с позволения дороги, и конечно же, командира, со скоростью 120 км. в час. Благодать ! Но, возник и дует сильный ветер. Пыль, и вместе с нею стебли сухой травы, подгоняемые ветром, скачут по автодороге словно фантастические великовозрастные насекомые. Солнце сместилось, возможно повернули на Юг. Мгновение, и влетаем в мёртвый птичий городище. Деревья усыпаны покинутыми гнёздами. А они, будто спелые диковинные плоды, раскачиваются на ветру, вместе, со слегка пожухлыми ветвями. Кругом вспаханная земля. И стоят смиренно, тут же, стога сена, придавая пейзажу родное очарование...
По пути обгоняем легковые авто с серией СП, ВКЕ, и пр. Да, - охота хуже неволи. Единомышленники в сторону оз.Иссык-Куль, аль попутчики. Возможно как и нам, - кому-то по нужде, необходимости, а кому-то, как моей личности, познать новизну, восхититься окружением, насытить любознательность. Ух ты, - вот и новый сюрприз, с закорючиной. След в след за нами мчатся Жигули ГАИ. Командир немного нервничает. Но, лады. 16 час. 20 мин. - село Георгиевка. Значит, пересекли границу, и движемся по соседней Республике. Да, и захотелось есть почему-то. И нашей лошадке тоже уже, в скором времени, потребуется прикормка. Но терпение, стремление - только вперед ! Видна полоса реки Чу. С панорамою на горы открывается большущая долина - зелень, горы, водный простор. Прелесть, красотище...
Влетаем в гор. Фрунзе, столицу Киргизии. Но... С бензином туго, и очень. Запрет: проезда в горы нет, свой местный карантин, вето, и ограничения в заправках. Но дух моего дьявола познаний, и необходимость встречи Казбека, движет нас только вперед. Заставляя искать все возможные, и даже нет, тропки решений. И, у-у-у, - наконец-то заправились. Да, в колхозе им Калинина. Пришлось использовать все наборы приёмов, в том числе, фигурально выражаясь, и служебные полномочия, особо приятеля моего. И в добавок применить, дуэтом, эффекты красноречия, подтверждая документами. Заправились, причём у элитной стойки, - Пункт Правительственные учреждения, - так-то ! Настроение отличное, ведь теперь много новых км. впереди, а значит - видов, красочных, неожиданных. И встреча состоится уж точно, - хочется надеяться, тем более рулевому.
А голод не тётка, щемит, давит, требует... И командир, по виду, голоден как чёрт, но от этого он только хорошеет: появились, наконец-то, проблески юмора. Пытаемся найти кусочек природного уюта. 18 час 30 мин - место под солнцем есть - остановка на ужин. В соседях с Красной речкой ! Да, и на нашей скатерти самобранке всё тоже на виду. Словно у зажиточного крестьянина этих мест - дыни, арбузы, яблоки, булки с маслицем, сыр, колбаска, пр. снедь. Водица искристая, чистейшая, аж до зубного нытия, напитанная прохладою горной. И мягкий чистюля, обольстительный горный воздух. Чудно...
Но пора в путь. И, - стоп... Вновь, в который раз, авто ГАИ. Проверка... Интересно, лица-то автоинспекторов, почему-то, слегка ошарашены. Во всю написано - "кто такие" - это про нас... Да, мы единственные, как оказалось, кто смог прорваться: запреты на постах, нет отпуска бензина, проверка за проверкою. Но, у нас-то... Оттиски гербовых печатей. У Казбека классная корочка сотрудника журнала Шмель, у меня же сопроводительное письмо, с нашими данными, за подписью Министра культуры. Едем за материалом - жильё, порядки, пр. у отдыхающих на "Киргизском женевском". А конкретно, у наших граждан, казахстанцев, отдыхающих в "Автомобилист Казахстана". И командир, приятель мой, сметливо, приветливо, с интеллектуальной чёткостью интеллигента - "нам некогда" - красивым жестом предъявляет целую папку документов. А я, чуть спрятав улыбку, и не обязательно чтобы доканать гаишника, который, конечно же, всякого насмотрелся, - а со спец. умным, прилизанным видом, в безукоризненном костюме, пишу эти строки. Постовой в ответ тоже мило отрапортовал. И взяв под козырёк, пожелал всяческих удач. Нам - славным парням, журналягам. Снова в путь, авто путь...
Природа. Природа - мать. Сколько её, много-много. Вокруг и рядом. Она величавая и близкая, милая и загадочная. Вечереет... Да, кстати, - ещё кругом зелено, но свежести не чувствуется - опускается смог. Густо на землю, невидимо, приземляется пелена из дыма, пыли, гари. Но горы при вечернем освещении, всё равно чудесны, хотя и как то по новому. Создаются контуры светотеней. Очертания такие, будто слегка, как на полотне художника, - провели мягким карандашом. А далеко на горизонте почти всё смывается в серую муть. О, снова и опять, метеоритный дождь. Прорвались среди куч щебня не снижая скорости. Молодчина командир !
Промелькнула милая картина: два старика, внешне похожие на сказочного Хоттабыча. Оба мусульманина, в нац. халатах, малахаях, движутся на осликах. Очень степенно, рядышком, почти впритык, - балагуря. А с другой стороны, новая картина, большущая. Стоят желтенькие стога. Чуть за ними горы. А прямо под ними, слегка над землею, движется поездной составчик, из пяти вагончиков, и управляемых паровозиком. Среди неяркой зелени деревцев, окружающих пристанционные беленькие домишки-симпатяги. И... начинающая обретать свои контуры Луна, красавица ночи. Да, - чудесно, непередаваемо. Хочется жить вечно, продлевая такие миги, моменты...
А горы, пока лишь очертания их, всё нарастают и нарастают. Движемся вверх по долине реки Чу. Вьётся дорога змейкою, внизу шумит речка, а справа, чуть в вышине, по склону, прилепилось селение, и видна узенькая полоска железной дороги. Внезапно, впереди по нашему курсу, невдалеке от нас, камнем падает орел. Стремительно вниз. И уже в предвечерней мгле. Каков чертяка - "как бы не разбился" - мелькнула мысль сострадания... Проскакиваем украшенное деревцо. Будто новогодняя ёлка, праздничная, - лоскутки материи привязаны, разные по длине, очертаниям, и очень разноцветные. Невзрачная зелень, полумрак, эти тряпицы. И всё это мягко, слегка колышется даже при лёгком дуновении. Как оказалось - это небольшое святое мусульманское дерево.
Горы рядом. Совсем-совсем рядом: пепельные, красные, в пятнышко, матово-цветные, лиловые. И так каждый миг преподносит нам дорога. И наш мчащийся автомобиль Жигули, Казбека Исмагилова. И новый всплеск увиденного. Монумент, изваяние придорожное, но теперь уж точно копия существующего зверя. Да, это барс, красавец из местной горной братии. Поразительное ощущение. Всё, хоть и миг, но рядом. Успевай лишь впитывать. Можно и обзорно: шоссе, речка, горы. И... луна, уже засветившаяся.
19-40 по нашим часам. Вдруг пришла мысль, рождённая когда-то, где-то, впитанная прочитанным: "А правда ли, что из глубокого колодца - днём - можно увидеть звёзды?!" Мир будто раздвоился. Темнеющий, где наш мчащийся автомобиль, с уже включёнными фарами, выхватывая всё новые и новые видения. И, тот, бездонный, - уходящий ввысь, но показывая, что день ещё не угас. Пошли на подъём. Дорога извилинами. И поэтому враз не понять, на скорости: то ли горы от нас убегают, а то ли внезапно появляются, чтобы встретить и поприветствовать. Лихо ! Внизу, справа, юркой блестящей рыбкою извивается речка. Жаль, что не слышно её говорливого рокота. Да, как говорится "Пар унёс романтику морей !" Поэтому, наверное, японцы и изобрели прибор, имитирующий шум дождя, для частной услады.
Вверх, снова вверх... Немного, чуточку странновато в раздумье. К озеру, - и вверх, поднимаясь. Внезапно горы мигом разбежались, причём будто сразу. Открылась безбрежно безликая долина. И наступило однообразие, гнетущее по своему. Село Рыбачье. Рулёж к невзрачной бензоколонке. Да, тут другие требования, порядки баш-на-баш, частно-личного характера. Бензин будет только "на любовь". От нас, для "королев" заправщиц. Их в самый раз двое - на каждого, аль... Было такое ощущение что ошиблись вывескою. А, впрочем, - о-о-о, нет - наши нравы в нас, из каждом, здоровенькими обосновались навечно: "разве можно любишь калошу, иль сапог". Мчимся дальше, не солоно хлебавши, подбадривая уверенность, что горючка всё ж не кончится. Тьма уже основательно окутала нас. Только кинжальный луч фар пожирает и пожирает пропадающую под нами, нашим авто, исчезающую в безвозвратность для нас, бегущую трассу. И снова однообразие, но другое, иное. Поэтому кажется что время остановилось. Только индикаторные огоньки, да бьющие пульсом стрелки приборов кричат: жизнь, жизнь... Но, приходишь в себя. Остановка, - возможно, приехали... Подруливаем. А, ворота наглухо закрыты. Немного суеты нашей, громыханий по затворам, и появляется здоровенный киргиз-охранник. Представляемся... Пришлось вновь трясти бумагами, и пояснять, что нам именно к нему, в кемпинг "Автомобилист Казахстана". С милой улыбкою открыв, припарковав наш авто под охрану, он сопроводил нас, куда положено. То бишь, что и требовалось - где отдыхает супруга Казбека, приятеля моего. Познакомились. Очень мила, с красивым именем, рада неожиданной встрече. Чуть потрясли сотрудниц, и позднее устроились, сытно поужинали, заполучив 2-х местный номер.
Утро, хорошее, солнечное. Завтрак... И вот ОН, Иссык-Куль туристский. На северо-востоке Киргизии, к югу от столицы Казахской ССР г. Алма-Аты, среди мощных горных цепей, образующих Северный и Центральный Тянь-Шань, находится огромная котловина озера Иссык-Куль, прозванного за свои размеры Киргизским морем. Площадь поверхности этого озера, расположенного на высоте 1608 м. над уровнем моря, около 6200 кв. км. По величине оно занимает 23-е место среди озер мира. Вместе с тем, это одно из самых глубоких озер на земном шаре. Оно уступает только Байкалу, Каспийскому морю, озерам Танганьика, Верхнее и Виктория. Максимальная глубина Иссык-Куля 702 метра.
Небольшие сборы, заправка, в новом варианте добывания бензина, и... При размещении в авто, причём плотном, аж в количественном составе пять единиц, уговорил приятеля своего, двинуть вокруг, поехать другой стороной - вокруг озера. Получив "да" и устроившись - уже на заднем сидении - приготовился лицезреть другую часть. Но дороги страшно плохие, горы невзрачные, повернутые северной стороной к озеру, так что... Да, и ещё, сидел зажат соседом и баулами, отвлекался на разговоры, или искал удобную позу. Лишь однажды попросил нажать затвор своего фотоаппарата, у памятника Пржевальскому. Другому, чему-то, уже не поражался, удивляясь.
Хотя, озеро Иссык-Куль и его окрестности очень красивы. "Тёмно-синяя поверхность своим сапфировым цветом может смело соперничать со столь же синей поверхностью Женевского озера, но обширность водоёма, который в пять раз больше Женевского, казалась мне почти беспредельной. Ни с чем не сравнимое величие заднего плана ландшафта придает ему такую грандиозность, которой Женевское не обладает". Так писал более ста лет тому назад знаменитый исследователь Средней Азии П.П. Семёнов-Тяньшанский. Он сравнивал Иссык-Куль с драгоценным аквамарином в серебряной оправе заснеженных гор. Да, красоты пейзажа, чистый воздух, обилие солнца, прекрасные пляжи... Основными пунктами их сосредоточения - Чоктал, отрезок побережья от Долинки до Чолпан-Ата, Бозтери, участок Корумды, Ананьево, Курменты, Покровка, Дархан, Актерек, Тамга.
И вновь столица, своя. Родной город. Казбек, вначале, завёз попутчиков жены. Время припозднилось. Расстались очень тепло. Мчались, в ночи, мимо меня авто, троллейбусы, по ул. Абая. Тихо шёл, вспоминая уже ушедшее, но образно стойко, в любой миг, вновь, по желанию, способное вернуться в былое, иссыккульское. Благодарен случаю жизни, Казбеку, приятелю, за то, что он явился, с приглашением. Да, был славный путь, и озеро, вмещавшие в себя мои минуты, под названием - жизнь, жизнь, жизнь...
Свежие комментарии